Гробница великого князя киевского Ярослава Мудрого. Софийский собор.

Ее холодный мрамор таинственно мерцает в алтаре Владимирского придела Киевской Софии. Никто точно не знает, как и когда появилась эта гробница в Киеве, ведь мрамор на Руси не добывался. В феврале 1054 г. она стала последним пристанищем великого киевского князя Ярослава Мудрого. Под этим годом в «Повести временных лет» записано: «Представился великий князь русский Ярослав… И положили его в раце мраморяной в церкви святой Софии».

Огромная шеститонная гробница напоминает античный домик с двускатной крышей и четырьмя выступами - акротериями по краям. Все плоскости гробницы, кроме южной, украшены резьбой, принадлежащей резцу первоклассного мастера.

Символика резьбы гробницы ведет нас к первым векам христианства, когда верующие тайно собирались в катакомбах для совершения молитв над гробами мучеников. Тесная катакомба превращалась в храм, а гроб мученика делался священным жертвенником для совершения таинства Евхаристии (Причащения).

Среди исследователей нет единого мнения о происхождении и датировке гробницы. Так, известный украинский искусствовед Н. Макаренко, изучавший гробницу в 20-е гг. нашего столетия, датировал ее VI-VII вв. н. э. и рассматривал как произведение малоазийских мастеров, повторно использовавшееся для погребения киевского князя. С. Высоцкий также считает, что гробница изготовлена в Малой Азии в раннесредневековый период; ее заказчиком был знатный византийский чиновник. Затем, во время упадка Византийской империи, гробница использовалась в хозяйственных Целях. Позже она попадает в Корсунь, откуда ее в конце X в. привозит в Киев Владимир Святославович в числе своих корсунских трофеев. С Корсунскими трофеями Владимира связывает гробницу и В. Пуцко, который, однако, полагает что она была выполнена во второй половине ІX в, в Херсонесе (Корсуне) как рака для мощей свяшенномученика Климента Римского, обретенных там просветителем славян св. Кирилом. Первоначально гробница стояла в корсунском храме - усыпальнице этого святого, а затем вместе с его мощами была привезена в Киев Владимиром. Как видим, ответы на вопросы, которые ставит гробница, вовсе не однозначны.

Не лишено загадок и ее содержимое. Гробницу вскрывали и исследовали трижды: в 1936, 1939 и 1964 гг. При вскрытии 1936 г. были обнаружены перемешанные кости мужского и женского скелетов, а также несколько детских костей, которые, как полагают, могли попасть сюда случайно во время ограбление гробницы, т. к., судя по беспорядочно перемешанным костям и отсутствию утвари и одежды, погребение было ограблено еще в древности.

После первого научного вскрытия его участники ограничились фотофиксацией погребения и гробницу закрыли. Вторично ее открыли в 1939 г. Тогда кости были переданы в Ленинградекий научно-исследовательский институт антропологии и исследованы специальной комиссией. Антропологической и анатомо-рентгенологической экспертизами руководили известные ученые В. Гинзбург И Д. Рохлин. Из разрозненных костей собрали два костяка - мужской и женский. Установлено, что мужской скелет принадлежал человеку 60-70 лет. Он имел рост 172-175 см, подвывих в правом тазобедренном суставе и атрофию бедренной кости правой ноги. Это свидетельствовало о врожденной хромоте и патологических изменениях в правом каченном суставе, наступивших в зрелом возрасте.

Из летописей известно, что Ярослав с детства был хромым, а Эймундова сага рассказала, что в битве с печенегами он получил тяжелое ранение в ногу, умер же князь в 75 (по другим данным - в 65) лет. На основании этого сделали вывод, что в гробнице захоронен Ярослав Мудрый. Правда, научный вывод лишь подтвердил древнее предание, связанное с этой гробницей. Его записал в своем дневнике посол немецкого императора Рудольфа I Эрих Ляссота, который в 1594 г. проезжал через Киев на Запорожскую Сечь. Ляссота посетил Софийский собор и записал со слов киевлян: «Еще в каплице, в гробнице из прекрасного белого алебастра, лежит князь Ярослав, сын Владимира, вместе с супругою».

Н. Рерих. Ярослав

Полагают, что женский скелет, очевидно, принадлежит жене Ярослава, княгине Ирине, умершей в 1050 г. Но здесь встает вопрос: кого же в таком случае похоронили в Софии Новгородской под, именем жены Ярослава Анны? Ведь согласно церковному преданию это имя приняла при постриге перед смертью мать Владимира Ярославича Новгородского, т. е, жена Ярослава Ирина. Она была канонизирована при новгородском архиепископе Евфимии в 1439 г. и ее память празднуется 10 (23) февраля и 4 (17) октября вместе с сыном Владимиром, так же святым Русской Церкви. Мощи княгини и ее старшего сына - строителя Софии Новгородской были установлены в этом храме в позолоченных и подписанных гробах, так что врд ли можно сомневаться в их принадлежности.

Жена Ярослава, шведская принцесса Ингигерд-Ирина, начинала свою деятельность на Руси в качестве новгородской княгини, поэтому не удивительно, что она завещала похоронить себя в Новгороде рядом со своим первенцем. Вообще трудно представить, что Ярослава Мудрого подзахоронили в гробницу к Ирине, умершей на несколько лет раньше мужа. Так кто же тогда покоился в гробнице рядом с Ярославом?

Присмотримся к выводам научной экспертизы. Женский скелет в гробнице Ярослава отличался массивным тяжелым черепом, который явно не гармонировал с костяком женского типа. В. Гинзбург отметил, что этот череп удивительно похож на череп княгини Анны в Новгородской Софии, вот только новгородский значительно «женственнее»! Значит, обладатели обоих черепов были близкими родственниками… Это заставляет вспомнить слова Ярослава, обращенные к его сыну Всеволоду: «Егда Бог отведет тя от житья твоего, то ту ляжеши, идеже аз, у гроба моего, понеже люблю тя паче братьи твоей».

В прошлом, столетии, когда еще не знали, что в гробнице покоятся останки двух человек, известный исследователь Софии протоиерей П. Лебединцев предположил, что рядом с Ярославом в огромном царском саркофаге похоронили великого князя Всеволода Ярославича, умершего в 1093 г. Такой обычай существовал на Руси: когда в 1288 г. умер владимиро-волынский князь Владимир Василькович, то «положиша тело его во отни гробе» - в гробницу отца, похороненного в ней за 20 лет до этого. Предположение П. Лебединцева подтверждается наблюдением антрополога В. Гинзбурга, отметившего схожесть двух черепов - это и не удивительно, ведь они могли принадлежать матери и сыну! Но как рядом с черепом Всеволода мог оказаться женский скелет?

Известно, что София неоднократно грабилась, и особенно страшному опустошению собор подвергся в 1240 г. во время взятия Киева ордами Батыя. Вполне возможно, что после ограбления духовенство, приводя в порядок нарушенные многочисленные погребения в княжеской усыпальнице, где стояла гробница, ошибочно положило рядом с черепом Всеволода останки какой-то женщины, чье захоронение, наверно, находилось рядом. Тогда же попали в Гробницу и детские косточки. На своем теперешнем месте гробница стоит, с конца XVII в. Первоначально она находилась в великокняжеской усыпальнице, которую Ярослав устроил по соседству, в восточной части северной наружной галереи. Чтобы создать усыпальницу, ему пришлось перестроить открытую галерею в изолированное помещение. Ярослав внес изменения в осуществленный уже к тому времени проект, причем, это, как установлено И. Топкой, произошло еще до росписи усыпальницы фресками. Что заставило князя изменить первоначальный архитектурный замысел? Может быть преклонный возраст и ожидание близкой смерти? Но так может думать современный человек. А вот в древности государь начинал строительство своей усыпальницы сразу же по занятии престола.

Всеволод І Ярославович

В Византии коронационный обряд включал в себя заказ императором гробницы - достойного вечного жилища царя, ибо никто не ведает, когда его призовет Бог… Знала этот обычай и Русь. Бывало так, что великого князя хоронили не в стольном Киеве, а там, где он, начиная свою государственную деятельность, приготовил себе гробницу. Так, киевский князь Святослав Ярославич, который сначала княжил в Чернигове, был похоронен в черниговском Спасском соборе, где Находилась его усыпальница. Надо полагать, что, заняв киевский стол в 101б-1017г., Ярослав задумал создать свою усыпальницу в Софийском соборе, который уже до этого был возведен его отцом Владимиром. Сам Владймир был похоронен в Десятинной церкви, поэтому в его планы не входило сооружение усыпальницы в Софии - вот почему Ярославу пришлось внести изменения в архитектуру собора, роспись которого была им завершена. Ведь Ярослав, как свидетельствует современник митрополит Иларион, создавая Софию, завершил начинание Владимира.

Вот сколько проблем связано с древней гробницей, которая надежно хранит свои тайны. Они будут волновать еще не одно поколение, ибо познание великого храма стать же безгранично, как и Сама Премудрость, которую он олицетворяет.

Надежна Никитенко

google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru

Теги: , , , , , , ,

Это сообщение было написано 3 сентября 2008 в 4:05 пп и опубликованно в категории Таинственные истории. Вы можете следить за последующими комментариями посредством RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или уведомить свой ресурс (trackback).

Оставить комментарий

Имя (*)
E-mail (не будет опубликован) (*)
Сайт
Комментарий